Живопись Древнего Египта: периоды и главные особенности

Во времена фараонов ювелирное искусство достигло уровня “Ого” и “Ничего себе!”. Фараоны, цари, царицы и их приближенные не только при жизни носили ювелирные образцы роскоши из золота и драгоценных камней, но и уносили их с собой в гробницы… О главной моднице Древнего Египта и не только — читай в материале Zlato.ua.

Пышные парики вместо волос

Одним из основных элементов прически у древних египтян был парик. Но он, скорее, использовался не столько декоративным элементом, сколько знаком, который свидетельствовал о происхождении человека, его положении в обществе. О социальном статусе говорило не только наличие парика, но и его величина и форма. Так, самые большие парики носили фараон и его приближенные люди и семья, а землевладельцы, воины и другие просты египтяне — маленькие с округлой формой.

Их предпочитали делать из разных материалов, в зависимости от социального статуса человека, для которого создавался парик: волосы, шерсть, шелк, веревки, окрашенные в темные тона. Часто одевали сразу 2 парика, ведь прослойка между ними спасала голову от солнечных лучей. Рабы в Древнем Египте не носили ни париков, ни волос. А чтобы хоть как-то защищаться от палящего там солнца, они намазывали свои головы маслами.

Прически мужчин и женщин Древнего Египта были похожи: и те, и другие брили головы, отличие было разве что в длине и сложности прически. Они имели четкие строгие линии, а их общая форма напоминала правильную геометрическую фигуру: трапецию, овал, круг и другие. Модным было носить парик с приплюснутой темной зоной. Чаще всего парики любили делать из прядей, которые наматывали на деревянные палочки. Намотанные волосы обмазывали влажной грязью, которая отваливалась, когда высыхала.

Роскошь первобытной цивилизации

И мужчины, и женщины Древнего Египта проявили себя как страстные поклонники ювелирных украшений. Слова “минимализм” они не знали и обвешивали себя десятками драгоценностей в повседневной жизни, не говоря уже о празднествах. Вот уж кто не ждал особого повода покрасоваться!

Египтяне уважали золото за красоту, а не за денежную стоимость. Ведь золота в Египте было предостаточно! На территории государства было много золотых месторождений, поэтому драгоценного металла у них было в избытке. А вот художественная ценность золотых украшений — другое дело, она была высочайшей и возведенной в ранг высокого искусства.

Украшения древних египтян не ограничивалось кольцами и серьгами. Были также:

  • браслеты,
  • анклеты (иногда украшались колокольчиками, которые мелодично звенели при ходьбе),
  • нарукавные повязки,
  • амулеты,
  • диадемы,
  • головные уборы фараонов,
  • украшения для причесок,
  • грудные воротнички,
  • традиционное украшение Ускх или ожерелье-солнце.

Кроме эстетических соображений, украшения Древнего Египта имели под собой и сакральный смысл. Именно поэтому их носили все, от малого до велика. Фараоны и богачи — золото, а простые смертные — украшения из ракушек, камней, зубов животных, бисера, костей и глины. Вера в загробную жизнь и перерождение души превратила могилы древних египтян в настоящие сокровищницы, в потусторонний мир они забирали все свои украшения. Даже самые бедные люди были похоронены в кольцах, простом браслете или хотя бы с бусинкой на нитке.

Читайте также:  10 самых модных мужских стрижек 2020 года

Интересно, что в то время как древние египтяне имели доступ к головокружительному ряду драгоценных камней, их ювелиры предпочитали работать с более мягкими, полудрагоценными самоцветами. Такими как бирюза, сердолик, кварц, яшма и малахит. Самый популярный полудрагоценный камень в Древнем Египте — лазурит, его специально импортировали из Афганистана. Цвет камней-вставок играл важную роль. Например, синий обозначал королевскую власть. Поэтому, лазурит с его интенсивной синевой и был ”любимчиком” египтян. Зеленые камни символизировали плодородие и успех свежесобранных культур. Бирюзовый и белый — еще два Топ-цвета Древнего Египта. На смуглой коже такие оттенки выглядели ух, как эффектно!

Древнеегипетская мужская одежда

Древняя египетская одежда была предназначена для ношения во влажном (согласно исторических справок) теплом климате Египта, поэтому она служила скорей всего не средством для согревания,

Раннее египетское искусство изображает мужчин, одетых в шкуры льва и леопарда, закрепленных на плечах. Она являлась своеобразным символом и служила для защиты. Древние египтяне верили, что свирепость животного должна передаться человеку. Позже только высшие слои египетского общества могли позволить себе такую одежду.

Остальная часть мужского населения носила короткие накидки на поясе, плечи и живот были открыты. Также они одевали туники, рубашки и корсеты с декоративными элементами на груди, служившими защитой при нападениях.

Древняя египетская одежда была часто из простых материалов белого цвета, хотя владельцы старались изо всех сил держать ее в чистоте.

Мужчины с низким статусом и рабы носили набедренные повязки или завернутые юбки, которые называли шентс или скентс. Пехотинцы носили короткие юбки, корсетные изделия. Эти юбки часто были плиссированные, такая ткань, по-видимому, изготавливалась на рифленой доске, чтобы создать складки, потом крахмалилась.

Длина и стиль юбки могли многое рассказать о их хозяине и о том периоде, когда жил человек. Во времена Раннего царства мужские юбки были длиной до колен или короче и плотно прилегали к бедрам. Удлиненныеюбки были характерны для периода Среднего царства. Двухслойные и плиссированные элементы одежды также встречаются в этот период. Большое количество юбок стало включать треугольное декоративное панно.

Фреска из египетской Книги Мертвых. На ней изображено, как жрец, одетый в шкуру леопарда, проводит обряды при похоронной процессии, в о время как жена, в узорной церемониальной одежде, скорбит рядом с мумией мужа.

Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте

Древнеегипетский канон требовал изображать каждую часть тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. Это приводит к тому, что в одной фигуре человека или бога сочетаются точки зрения с разных сторон. Голова, руки и ноги всегда изображаются в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка — в анфас. Обычно силуэт фигуры обводится контуром, что делает его цельным. Чаще всего используется правый профиль, реже — левый.

Читайте также:  Альпийский бальзам из трав (Alpine Herbal Balm) Юст Just

Такой принцип распространялся и на другие предметы. Например, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. мы видим бассейн сверху, как на плане, но рыбы и птицы в нем нарисованы в профиль. Прямо изображены и деревья вокруг.

Живописцы Древнего Египта не стремились передать портретное сходство, но считали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появляются характерные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина и так далее. Кроме того, значимость воспроизводимых фигур подчеркивалась масштабом. Фараона делали более высоким, по сравнению с его женой или воинами, а фигурки слуг были совсем маленькими.

Как волосы красили?

Правильнее сказать, что египтяне не красили, а оттеняли свои от природы иссиня-черные волосы. Вопреки расхожему мнению, любимыми оттенками богоподобных, кроме природного чёрного были красноватые и оранжевые тона. Конечно, ещё с четвёртой тысячи лет до нашей эры они знали про хну, но рецепт у них был эксклюзивный. Египтян интересовали разные оттенки, которые могут получиться при окрашивании хной, поэтому в порошок растения они активно добавляли бычью кровь и головастиков, соблюдая разные пропорции. Для получения глубокого чёрного использовали басму. Самый интересный рецепт был для седых волос: в оливковом масле кипятили кровь буйвола – результат окрашивания – 100%. Раствор носил магический характер, египтяне верили, что тёмные силы животного переносились на голову человека. За 500 лет до начала нашей эры египетские модники красили свои парики в синий, красный и зелёный цвет.

Эти древние новаторы вместо закрепителя причёски широко пользовались пчелиным воском, который затвердевал под лучами солнца. А чтобы волосы росли быстрее и гуще укрепляли их маслами розмарина, миндаля и касторовым маслом.

Ткани и одежда

Основным материалом для изготовления одежды в Древнем Египте был лен. Он известен с пятого тысячелетия до н.э. Реже ис­пользовали шерсть и коноплю. Ткани были как очень тонкие – 48 уточных и 64 основных нитей на 1 см, так и шпалерные. Тонкие ткани плиссировали, гофрировали. Ткани были яркие, многоцветные, с изображением цветов и животных, например, гиппопотамов, лодок, картушей и др. Из шерсти ткали цветную тесьму, украшенную орнаментом разнообразных рисунков. Ткани украшали вышивкой, сеткой из бус и золотых пластинок. Популярные мотивы для вышивки – пальметки, иероглифы, растительный и анималистический орнаменты. Традиционные цвета – красный, синий, желтый, зеленый, белый.

Основной одеждой мужчины было опоясание из льняного полотна, обернутое вокруг тела и закрепленное на талии. Основной одеждой женщины было узкое платье чаще белого цвета, которое в эпоху Нового Царства украшалось множеством складок (рис. 10). Сделанное из очень тонких тканей, такое платье не скрывало женских форм. И мужская, и женская одежда дополнялась плащами и

Читайте также:  Виды и стили самых модных мужских причесок

Костюмы фараона, сановников, женщин из их семей и жрецов отличались от одеж­ды простолюдинов не только дорогими тка­нями, но и большим числом предметов – всевозможными поясами, накидками, шар­фиками, разнообразными головными уборами, огромным количеством украшений.

Центральная фигура интерьера – мебель

Основной чертой египетского стиля является особое отношение к выбираемой мебели. Современные черно-белые кожаные диваны здесь не только не уместны, но и строго противопоказаны. Если и использовать кожу, то только точечно, в «гомеопатических» дозах.

Основное внимание при создании стиля следует уделить комфортности, именное ее так ценили и уважали древние египтяне. Все должно быть удобно, пусть и слегка грубо и неотесанно.

Настоящая мебель в египетском стиле должна быть обязательно из массива дерева. Предпочтительные цвета – черный, коричневый. Цветовой контраст мебели и стен – еще одна характерная черта данного направления.

Центральная фигура интерьера – мебель

Центр спальни в египетском стиле – это кровать, массивная, простой формы, с одной или двумя парами колонн, с карнизом, и обязательно с балдахином. Идеально, если изголовье будет украшено позолотой или легкой перламутровой отделкой.

Столы и стулья, в соответствии со стилем, могут иметь слегка изогнутые формы или быть стилизованы под образы животных.

Мягкая мебель для стиля Древнего Египта мало характерна, но в наше время трудно представить квартиру без дивана или кресел. Для сближения с прошлым при выборе мягкой мебели стоит обратить особое внимание на обивку. Желательно, чтобы она имела характерный египетский рисунок. Также допускаются широкие полоски. Плетенная и реечная мебель тоже вполне органично впишется в интерьер.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Живопись Нового царства

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.